Анализ и описание должностей является важным инструментом прояснения целей, задач и ролей сотрудников компании.
Методология используемая SHRC далека от написания типовых «советских» должностных инструкций. Это аналитический документ, целью которого является определение ключевых целей, задач и укрупненных направлений работы – т.н. «областей ответственности», в которых должностное лицо достигает результатов.
Такое описание является концептуальным описанием, учитывающим иерархичность ролей, масштаб задач и влияния на результаты подразделения или бизнеса в целом.
Также такое описание может быть легко интегрировано в действующие форматы должностных инструкций, регламентированных законодательством
Анализ и описание должностей используется:
• Для прояснения зон ответственности между ключевыми руководителями, подразделениями, сотрудниками; выявления «серых зон» и «наложений» ответственности
• Для редизайна должностей – от совершенствования наполнения до принципиальной трансформации ролей в рамках глубоких организационных изменений и трансформации организационной структуры
• Для целей интеграции результатов оценки должностей и связанных с ней систем вознаграждения и систем управления эффективностью деятельности (структура областей ответственности может служить основой для формирования индивидуальных ключевых показателей эффективности сотрудников).
• Для автоматизации процесса формирования и актуализации должностных инструкций (структура полученных описаний должностей может быть использована в качестве наполнения для базы данных в рамках корпоративного ИТ-решения.
Оценка должностей является неотъемлемой частью современных систем управления персоналом. В основе метода – определение «ценности» каждой должности для организации на основе объективных критериев. Результатом оценки является ранжирование всех должностей компании, на основании которого в дальнейшем базируются системы управления вознаграждением и талантами.
Оценка должностей используется:
• Для прояснения эффективности организационной структуры: уровня подчинения, логики подчинения, количества подчиненных;
• Для разработки и совершенствования системы вознаграждения – оценка должностей является основой для моделирования структуры грейдов и дальнейшего определения целевых уровней оплаты труда, структурирования системы льгот.
• Для карьерного планирования – оценка должностей позволяет уверенно спланировать не только вертикальные продвижения сотрудников, выявить возможные барьеры, наличие/отсутствие «ступеней» на карьерной лестнице, но и в полной мере использовать потенциал горизонтальных ротаций (при помощи инструментов т.н. Матрицы ролевых профилей, Role Profile Matrix), оценить реальный потенциал замещения должностей из числа действующих сотрудников.
• Для совершенствования системы развития персонала – оценка должностей позволяет интегрировать структуры грейдов и модели компетенций, формировать индивидуальные планы развития сотрудников, увязывающие карьерный рост и необходимость дополнительного обучения и развития, а также определяет потребность в получении поддержки в формате наставничества.
Также в дальнейшем возможно использование оценки и профилей должностей для анализа соответствия сотрудника занимаемой или будущей должности.